Основные макроэкономические показатели и методы их измерения
Общественный продукт и показатели его измерения. В любой экономической системе (административно-командной или рыночной) основным результатом хозяйственной деятельности в рамках всей страны является общественный продукт. Общественный продукт - это суммарный объем всех продуктов и услуг, произведенных в стране в течение года.
В рыночной экономике общественная оценка результатов производства осуществляется в процессе обмена с помощью денег. Поэтому в состав общественного продукта в условиях рынка включаются только те продукты и услуги, которые принимают товарную форму, имеют рыночную цену или могут быть оценены по величине фактически сложившихся издержек на их производство. По фактическим издержкам оцениваются чистые общественные блага (оборона, охрана окружающей среды, полицейская служба, пожарная охрана) и другие услуги, финансируемые из государственного бюджета и не оплачиваемые непосредственными потребителями. Продукты и услуги, создаваемые домохозяйствами для удовлетворения собственных потребностей, не предлагаются на рынке, а издержки их производства не поддаются точной оценке. Поэтому при определении величины общественного продукта они не учитываются.
Для измерения общественного продукта используются различные макроэкономические показатели. Основными из них являются валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой национальный продукт (ВНП) - это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год на всех национальных предприятиях независимо от их местонахождения (в своей стране или за рубежом). Приведенное определение нуждается в двух уточнениях.
Во-первых, нужно иметь в виду, что в состав ВНП входит только конечная продукция, то есть товары и услуги, которые в данном году не используются для дальнейшей переработки или перепродажи.
Во-вторых, ВНП включает стоимость благ, произведенных только в текущем периоде. Следовательно, при его расчете не учитывается стоимость продаваемых в данном году, но существовавших ранее товаров. Например, таких как построенные ранее дома, подержанные автомобили или старинные картины.
Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой своеобразную модификацию ВНП и определяется как стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года в данной стране. На основе ВВП учитываются конечные результаты производственной деятельности не только отечественных, но и зарубежных фирм, расположенных на территории той или иной страны.
Способы измерения ВНП. Валовой национальный продукт можно измерить тремя способами.
) по расходам (метод конечного использования);
) по доходам (распределительный метод);
) по добавленной стоимости (производственный метод).
При первом способе расчета ВНП суммируются расходы всех макроэкономических субъектов, приобретающих конечные товары и услуги, созданные в стране - домохозяйств, фирм, государства и иностранцев. В их составе выделяются следующие основные виды расходов:
личные потребительские расходы (С) населения на покупку товаров и оплату услуг. Это самый значительный элемент совокупных расходов. Его доля в ВНП достигает: в России - приблизительно 50%, в США - около 68%, валовые инвестиции (I), которые состоят из расходов на замену изношенного основного капитала (амортизационных отчислений) и чистых инвестиций, то есть затрат на расширение основного и оборотного капитала (строительство новых производственных помещений, покупку нового оборудования, прирост запасов готовой продукции на складах фирм). На долю валовых инвестиций приходится около 15-20% ВНП;
Еще статьи по экономике
Методы максимизации прибыли, применяемые в российской и зарубежной хозяйственной практике
В
условиях становления развитых рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект
старается обеспечить себе финансовую независимость и самостоятельность.
Добиться такого состояния дел пр ...
Теория потребительского выбора. Потребитель в рыночной экономике
Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим
объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя
обычный потребитель, какими мотивами он ру ...
Тенденции и формирование экономики знаний
С
конца 90-х годов прошлого века широкое распространение в западной и
отечественной науке получил термин «экономика знаний» или «экономика,
основанная на знаниях» (в прямом переводе с англи ...