Понятие корпораций, их назначение
Понятия "малый", "средний" и "крупный" бизнес широко используются в экономической литературе, однако общепринятые критерии их определения отсутствуют. На наш взгляд, качественная определенность малого бизнеса - объединение функций собственника (учредителя) и главного менеджера. Это определяет преимущества малого бизнеса - оперативное принятие решений, гибкое приспособление к запросам рынка и его специализированным или мелким нишам, высокая интенсивность труда благодаря прямому контакту руководителя со всеми исполнителями, минимальные расходы по управлению и контролю. Однако руководитель может обработать лишь небольшой (до 600 бит в сутки) объем информации, поэтому его бизнес не в состоянии в одиночку выполнять крупные инновационные проекты, которые определяют конкурентоспособность современной экономики [7, c.154-155].
Средний бизнес решает эту проблему, отделяя собственность от управления. Он представлен неделимыми хозяйственными субъектами, экономическими агентами (фирмами), которые производят товары и услуги в реальном или финансовом секторе, управляя, как правило, одним имущественным комплексом (предприятием) с помощью наемных менеджеров. Из 3,7 млн. юридических лиц в России 85% были зарегистрированы в 2009 г. как ООО (с 2006 г. в закон об их статусе были внесены важные изменения), а примерно 5% - как ГУП, МУП, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, некоммерческие организации (НКО), представляющие малый и средний бизнес. Средние предприятия как микроэкономические субъекты перерабатывают основную часть производственных ресурсов в товары и услуги, сокращая при этом трансакционные издержки.
Крупный бизнес - объединение предприятий. Вокруг некоторой товарной группы (диверсифицированная компания), технологической цепочки (вертикально-интегрированная компания) или общей группы собственников и высших менеджеров (интегрированная бизнес-группа ИБГ). Его главной особенностью является способность изменять экономические институты определенного сектора экономики, национального или даже мирового хозяйства, оказывать "топологическое" воздействие на социально-экономическую среду. Главным количественным показателем крупного бизнеса является объем реализации товаров и услуг (оборот), поскольку размер прибыли и рыночной капитализации во многом зависит от принятой системы учета или поведения игроков фондового рынка.
Крупный бизнес выполняет не только микроэкономические, но и мезо-, а также макроэкономические функции, обеспечивая планомерность, т.е. сознательно поддерживаемую пропорциональность развития экономики. Во многих публикациях утверждается, что Россия переходит от плановой к рыночной экономике. Это глубочайшее заблуждение, следование которому заводит экономику в тупик. Инновационная и тем более постиндустриальная экономика по своей природе плановая, меняется лишь содержание и методы планирования. Государство разрабатывает прогнозы и целевые программы (национальные проекты), в финансировании которых оно участвует, а крупный бизнес, его альянсы и бизнес-ассоциации - инновационно-инвестиционные проекты, которые становятся основной формой стратегического планирования. Российские реформы означают переход от мобилизационной к контрактной рыночной экономике, где планомерность достигается на основе добровольных соглашений хозяйственных субъектов, а не централизованных административных распоряжений [2, c.42-43].
Для крупного бизнеса особую остроту приобретает агентская проблема: собственники, менеджеры, инвесторы, потребители, работники здесь разделены и имеют собственные, нередко противоречащие интересы. Российское государство в 90-х гг. оказалось неспособным их согласовать и подчинить интересам общества, напротив, оно само по существу было приватизировано крупным бизнесом. Сам этот бизнес (ИБГ Менатеп, Millhouse Capital, Базовый элемент, Альфа-групп, Ренова и др. зарегистрированы в оффшорных зонах на островах Карибского моря. Там же находятся их трейдинговые компании, которые получают продукцию из России по низким трансфертным, а реализуют - по рыночным ценам. По оценке Всемирного банка до 20% российского ВВП таким образом переводится со счетов предприятий на счета торговли, налоги с этой прибыли, а также с выплачиваемых в оффшорных зонах дивидендов не платятся. По сути дела российский крупный бизнес находится вне российской юрисдикции.
Еще статьи по экономике
Влияние неполноты и асимметрии информации на эффективность функционирования рынков
В основных фундаментальных микроэкономических исследованиях
поведение агентов рынка анализируется исходя из предположения о том, что они
обладают полной информацией, необходимой для прин ...
Тенденции и формирование экономики знаний
С
конца 90-х годов прошлого века широкое распространение в западной и
отечественной науке получил термин «экономика знаний» или «экономика,
основанная на знаниях» (в прямом переводе с англи ...
Комплексный экономический исследование состояния и использования трудовых ресурсов организации
Экономика нашей страны практически перешла на рыночные рельсы и
функционирует исключительно по законам рынка. Предприятия сами отвечают за свою
деятельность, и сами принимают решения о д ...