Влияние неполноты и асимметрии информации на эффективность функционирования рынков
неполнота ассиметричность информация рынок
В ряде случаев асимметрия информации может оказывать на функционирование рынка столь сильное воздействие, что рынок приобретает специфические характеристики «рынка лимонов», который в целом может быть охарактеризован как рынок с высокой степенью асимметрии информации. Суть проблем «рынка лимонов» сводится к тому, что, во-первых, наличие скрытых характеристик создает стимулы для недобросовестного поведения (риск безответственности) и, во-вторых, скрытые действия запускают механизм разрушения рынка (негативный отбор).
Когда информация между участниками рынка распределена неравномерно, то лица, обладающие более полной информацией о благе или об условиях сделки, оказываются в выигрыше и могут использовать это обстоятельство к собственной выгоде. Такое явление получило название риска безответственности- недобросовестное поведение, которое состоит в искажении информации и характеризуется стремлением извлечь дополнительную выгоду за счет наличия асимметрии информации.
Суть проблемы риска безответственности заключается в том, что рынок с асимметричной информацией предоставляет возможность одному из участников рыночной сделки злоупотреблять ожиданиями другого участника, располагающего менее полной информацией.
Проиллюстрируем это на примере рыночной сделки с благом (рис. 1).
Рисунок 1 - Последствия проявления риска безответственности при одноразовой сделке
Предположим, что две фирмы производят аналогичный продукт, качество которого не может быть определено покупателем при продаже, - например, автомобильные магнитолы.
В случае с асимметрией информации спрос (Dасим) будет один и тот же в отношении как качественного, так и некачественного товара. Вместе с тем совершенно очевидно, что при прочих равных условиях у фирмы, производящей более качественный товар, средние издержки производства (АСк) будут выше средних издержек (АСн) фирмы, которая выпускает товар более низкого качества (АСк > АСн).
Если обе фирмы максимизируют прибыль, то для производителя низкокачественного товара оптимальным (MR = МСн) будет выпуск Qн при цене Рн, а для производителя качественного товара (MR = МСк) - выпуск Qк при цене Рк. Если ожидания покупателя связаны с тем, что все товары являются гомогенными (не различаются по качественным параметрам), то он, естественно, купит тот товар, цена которого ниже. Поскольку цена на низкокачественный товар ниже, то она играет роль равновесной - все покупатели будут ориентироваться на нее.
Производитель качественного товара либо ничего не сможет продать, либо вынужден будет продавать по цене низкокачественного товара (Рн). Будет ли он в этом случае получать прибыль или нести убытки, зависит от соотношения уровня средних издержек фирмы и уровня цены, установленной производителем низкокачественного товара. Однако в любом случае величина прибыли продавца низкокачественного товара окажется больше прибыли продавца высококачественного товара.
Поскольку АСн < АСк, то (P* ´ Qн - ACн ´ Qн) > (P* ´ Qк - ACк - Qк). Так как продавцы качественных товаров будут получать низкую прибыль или нести убытки, то они вынуждены будут либо уйти с рынка, либо, что вероятнее всего, снижать качество продукции. Подобная ситуация неизбежна при любом типе ожиданий покупателя. Когда его ожидания связаны с тем, что на рынке преобладают низкокачественные товары, он все равно будет руководствоваться тем же принципом принятия решения - покупать более дешевые товары. Следовательно, и результат для рынка будет тот же.
Последствия проявления риска безответственности не однозначны. Если покупатель не способен выявить действительное качество товара при покупке, то он может сделать это в процессе его потребления. Если качество товара определяется в процессе его потребления, то это позволяет покупателю идентифицировать продавцов, и тем четче, чем большей будет повторяемость покупок. При повторяющемся взаимодействии между продавцом и покупателем степень асимметрии информации для покупателя снизится и он сможет дифференцировать товары продавцов. Это, конечно, не означает, что потребители откажутся от низкокачественных товаров, а говорит лишь о том, что спрос на качественный товар (Dк) обособится от спроса на низкокачественный товар (Dн) (рис. 2).
Еще статьи по экономике
Влияние качества рабочей силы на продуктивность труда
Человеку отдается решающая роль в развитии экономики страны как носителю
богатства, что предполагает максимальное и всестороннее использование
человеческих ресурсов. Поэтому в современны ...
Себестоимость и рентабельность производства мяса КРС
Себестоимость
продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в
процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья,
материалов, топлива ...
Основные направления антимонопольной политики в Российской Федерации
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых
популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах
происходит неуклонное ...