Неполнота и асимметричность информации
Неполнота и асимметричность информации являются важнейшими причинами снижения интенсивности конкуренции и возникновения монопольной власти на рынках. Важность информации как экономического ресурса трудно переоценить. Объем информации, доступной каждому экономическому агенту, ограничен существующими рыночными условиями.
Неполнота информации об объекте сделки, об осуществлении сделки и о ее возможных последствиях может быть вызвана следующими причинами:
значительными затратами ресурсов, связанными с получением информации;
ненадежностью информации и ее устареванием в силу изменения экономической среды;
неизбежной потерей для экономических агентов части информации из-за невозможности обработки всего объема доступной информации;
недостаточным для получения достоверных данных уровнем обработки информации.
Неполнота информации - одна из непосредственных причин рыночной неопределенности. Рыночная неопределенность есть условие принятия экономических решений. Содержательная сторона рыночной неопределенности заключается в том, что экономические субъекты вынуждены принимать решения в условиях, изменение которых трудно предугадать, а вероятность нельзя оценить.
Поскольку неполнота информации существует всегда, то рыночная неопределенность в принципе неустранима. Ее можно уменьшить, но отнюдь не исключить.
Наличие рыночной неопределенности имеет несколько последствий.
Во-первых, она препятствует принятию оптимальных решений.
Во-вторых, она порождает дополнительные трансакционные издержки.
В-третьих, из-за рыночной неопределенности экономические субъекты оказываются в неравных условиях при принятии решений.
В-четвертых, она влияет на характер поведения фирм: чем выше рыночная неопределенность, тем больше склонность фирм к кооперативным стратегиям поведения.
Фирмы могут наблюдать лишь цены, а рыночный спрос и выпуск продукции конкурентами им неизвестны. Снижение цены может быть воспринято фирмой как следствие увеличения выпуска продукции конкурентами, хотя на самом деле оно было вызвано сокращением спроса.
Например, отсутствие полной информации об издержках конкурента, не позволяет фирме точно проанализировать возможные стратегии конкурента. Большая или меньшая степень достоверности предполагаемых действий конкурента может изменить поведение фирмы.
Порождающая рыночную неопределенность неполнота информации - лишь часть проблемы, с которой сталкиваются участники рыночных операций.
Другая часть этой проблемы заключается в том, что доступная информация неравномерно распределена среди участников рыночной сделки. Продавец более осведомлен о продукте, чем покупатель. Но покупатель знает, какую максимальную цену он готов заплатить за благо, а продавцу это неведомо. Продавец знает, по какой минимальной цене он готов продать продукт, а это неизвестно покупателю. Разная степень осведомленности агентов рынка называется асимметрией информации.
Таким образом, асимметрия информации есть неравномерное распределение между участниками рынка информации об условиях осуществления рыночной сделки и намерениях друг друга. Асимметрия информации является внутренне присущим рынку признаком. Вопрос лишь в степени асимметрии информации, так как от этого будет зависеть ее воздействие на функционирование рынка в целом.
Еще статьи по экономике
Денежный спрос и его факторы
Поистине, это самый загадочный инструмент из всех
приобретенных человеком. Нет ничего проще, как с ним обращаться, и нет
ничего труднее, чем понять, как он действует. Никто не может по ...
Удержания из заработной платы на предприятии
Заработная
плата всегда была важным вопросом, и интересовала всех людей, ведь она является
основным источником дохода большинства людей, а удержания, производимые из
заработной платы, к ...
Роль бизнес-планирования в стратегическом развитии казенного предприятия (на примере ФКП УТ ЛенВО ОСП Ломоносов)
Тема бизнес-планирование одинаково важна как для тех, кто
только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не
новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, в ...