Кривые безразличия. Бюджетное ограничение
Любой экономический субъект в процессе своей жизнедеятельности, так или иначе, в определенный момент времени выступает потребителем товаров и услуг, факторов производства и иных благ. Сами производители товаров и услуг в процессе своей деятельности вынуждены закупать материальные ресурсы и фактор "рабочая сила" на рынке факторов производства. Покупатель согласно собственным предпочтениям, вкусам, уровню дохода представляет спрос на рынке товаров и услуг на нужную ему продукцию, что является фактором, определяющим масштабы производства.
Потребление, как известно, имеет качественные ограничения, основными из которых является платежеспособность. Имея определенную величину дохода, экономический субъект вынужден регулярно планировать состав потребительской корзины, т.е. выбирать те товары и услуги, которые наиболее необходимы ему сегодня и которые он в состояние оплатить исходя из своих возможностей. Таким образом, для изучения большинства макроэкономических явлений, которые непосредственно связаны с проблемой рационального выбора потребляемых благ, используются кривые безразличия.
Кривая безразличия, представляет собой линию, которая содержит в себе комбинации товаров и услуг, дающих одинаковую полезность. Иными словами, потребителю все равно какое соотношение предпочесть.
Будем считать, что субъект имеет строго регламентированную величину дохода, и большая его часть за определенный временной период тратится именно на потребление. Для простоты примера предположим, что потребление строится на основе двух благ: А и Б. Любому благу потребитель дает оценку с точки зрения полезности, поэтому всегда существует такая комбинация этих товаров, полезность которой будет одинаково высока. Из принципа Парето-эфективности следует, что потребляя одно благо в меньшем размере, имеешь возможность потребить другое в большем. При этом абсолютно не важно, как будет строиться комбинация, поскольку самое главное - это максимальное удовлетворение существующих потребностей. Иными словами, экономическому субъекту все равно, потребит он 3 единицы блага А и 4 - блага Б или наоборот, лишь бы они максимально полно удовлетворяли его потребности.
Кривая безразличия описывается обратно пропорциональностью в потреблении заданных благ А и Б, соответственно она имеет отрицательный наклон. Иными словами, когда мы отдаем предпочтение одному типу блага, второе автоматически начинаем потреблять меньше. Это как составные части единого целого. Дело в том, что величина дохода строго ограничена, и вследствие стремления потребностей к положительной бесконечности просто невозможно купить все и сразу, чем-то обязательно придется на данный момент времени пожертвовать. Можно сделать вывод, что данные товары не являются заменителями (субститутами) и наиболее ценны именно по отдельности. Если говорить о товарах-заменителях, то их взаимосвязь описывается простой линейной функцией, которая и является на плоскости кривой безразличия. Вообще кривая безразличия не может быть представлена в единственном варианте. Она зависит от уровня потребления, поэтому может легко "скользить" в пределах плоскости, в которой мы ее рассматриваем. Соответственно данная кривая смещается вверх при росте потребительского спроса и, наоборот, вниз при его падении.
Карта кривых безразличий складывается из нескольких наложенных на одну плоскость, кривых безразличия, каждая из которых показывает свой "спрос". Она способна распределить все блага в порядке возрастания их полезностей. Это позволяет определить наиболее оптимальную структуру выбора, которая стоит перед каждым экономическим субъектом.
Бюджетное ограничение и понятие потребительской корзины.
Потребитель подчиняясь принципу рациональности предпочтения, всегда стремится к приобретению такого набора блага, который максимально отвечает его потребностям, способен принести наибольшую полезность и соответствует его и соответствует его платежеспособности, т.е. определенной величине дохода на тот момент времени. Поэтому нельзя приобрести все и сразу, ведь выбор экономического субъекта непроизволен, он находится под влиянием ряда рыночных факторов. Главным неценовым фактором является уровень дохода, поскольку посредством него определяется платежеспособность экономического субъекта, т.е. его возможность осуществить те или иные покупки. Величина дохода играет самую важную роль при формировании спроса и оказывает существенное влияние на установлении рыночного равновесия.
Еще статьи по экономике
Методы максимизации прибыли, применяемые в российской и зарубежной хозяйственной практике
В
условиях становления развитых рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект
старается обеспечить себе финансовую независимость и самостоятельность.
Добиться такого состояния дел пр ...
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан
Ключевыми
проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике
являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.
В
Республике Ка ...
Исследование эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО Векор
Стабильный успех предприятия зависит от четкого и
эффективного планирования им своей деятельности, регулярного сбора и
аккумулирования информации о состоянии рынков и собственных перспек ...