Последствия монополизации экономики
Ранее мы рассмотрели аргументы противников и защитников монополий. Но все эти аргументы относятся скорее к отдельным монополиям внутри конкурентоспособного рынка, чем к высокомонополизированной экономике в целом. Одним словом c повышением уровня монополизации экономики положительные черты монополий начинают проявляться все реже, а отрицательные - всё чаще. Если экономика государства является целиком высокомонополизированной (а не по отдельным отраслям), то ей становятся присущи следующие негативные черты:
· В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.
· Монополистическая организация рынка уменьшает производственные возможности страны, искусственно их ограничивает. Это вызвано тем, что "монополист всегда пытается увеличить свою прибыль, а это достигается путём уменьшения поставки по сравнению с равновесным объёмом продукции на рынке". (8.С.82).
· При высокой монополизации рынка тормозится научно-технический прогресс, что ведёт к отставанию развития страны в целом.
· Получение монополистами сверхприбылей позволяет им незаконными способами (обычно с помощью взяток или шантажа) добиваться принятия выгодных для них политических решений, которые могут быть направлены на устранение потенциальных конкурентов и усиление монопольной власти.
· В государстве высокими темпами растёт имущественная дифференциация населения, что может вызвать социальные волнения и повышение уровня преступности.
Что касается степени монополизации российской экономики, то она до сих пор остаётся высокой, и в ближайшее время надежд на уменьшение уровня монополизации нету. Именно поэтому в экономике современной России присутствует большинство тех негативных черт, которые мы рассмотрели ранее. Следующим образом было охарактеризовано положение российской экономики на конференции "Международной конкурентной сети" в 2007 году: "…ФАС добивается успехов, когда следит за соблюдением норм этики в рекламе или когда требует соблюдения правил госзакупок. Но экономика страны в целом остается чрезвычайно монополизированной. По данным "Деловой России", в 2003 г. 80% российского ВВП производило 1200 компаний, в 2006 г. - всего 500.
Проведенное в 2005- 2006 гг. Высшей школой экономики и Всемирным банком исследование конкуренции в России показало крайне низкий ее уровень. Около 40% опрошенных руководителей обрабатывающих предприятий заявили, что они не конкурируют ни с кем: дело не в высоком качестве производимого товара, а в отсутствии конкурентов". Хоть эти данные и не являются самыми свежими, но по ним чётко видно, что тенденция к снижению рыночной концентрации в России в значительной степени отсутствует.
Если же рассматривать экономику промышленно-развитых стран, то проблема монопольного злоупотребления возникает значительно реже. Это вызвано не только высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса, в котором присутствует сильная конкуренция, но и отличительно другой структурой всего рынка. В развитых странах рыночные отношения формировались в течение нескольких веков, и экономика изначально была рыночной. Россия же в течение многих десятилетий являлась государством с плановой высокомонополизированной экономикой и относительно недавно с исторической точки зрения перешла на "рыночные рельсы".
В следующих параграфах курсовой работы будут подробнее объяснены причины столь высокой монополизации российской экономики и описаны пути выхода из создавшейся проблемы.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Если попытаться классифицировать деятельность антимонопольных ведомств, то у неё условно можно выделить три аспекта: поддержка рыночных отношений на основе добросовестной конкуренции; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; регулирование цен на продукцию естественных монополий. Рассмотрим подробнее все аспекты антимонопольной политики
Еще статьи по экономике
Исследование формирования себестоимости на продукцию ОАО Уфалейхлебзавод
Актуальность темы. Себестоимость продукции, представляет
собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой
соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости - о ...
Иностранные кредиты и экономическая безопасность Республики Беларусь
Проблема внешней задолженности является одной из
острейших для Беларуси, т.к. национальная экономика страны требует
значительного вливания инвестиций, технологий, инноваций, но она не мо ...
Роль бизнес-планирования в стратегическом развитии казенного предприятия (на примере ФКП УТ ЛенВО ОСП Ломоносов)
Тема бизнес-планирование одинаково важна как для тех, кто
только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не
новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, в ...