Конкуренция
Конкуренция является ключевым звеном, основополагающим признаком рыночной экономики, именно она побуждает предпринимателя к своей деятельности. Благодаря конкуренции на рынке устанавливаются цены, отражающие реальный спрос на тот или иной товар. Конкуренция позволяет находить ответы на вопросы "Что производить?", "Как производить?" и "Для кого производить?". Адам Смит в своей книге "Богатство народов" отметил, что механизм конкуренции в рыночной системе позволяет объединить частные и общественные интересы. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие в сугубо личных интересах, одновременно чутко отвечают на потребности общества. При этом производитель всегда пытается использовать ресурсы наиболее рационально и с наименьшими затратами, т.е. более эффективно, что соответствует интересам общества. Все субъекты экономической деятельности будто направляются "невидимой рукой" рынка, способствующей удовлетворению их интересов.
Конкуренцию, возникающую на рынке, можно сравнить с цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента создаёт мощнейших стимул экономического прогресса, а угроза выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов (сам термин конкуренция происходит от латинского concurrere, что значит сталкиваться). По сути своей, конкуренция - это соперничество, которое возникает между субъектами экономической деятельности за лучше, выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг.
Обязательным условием конкуренции является большое количество игроков на определённом рынке, распределение экономических ресурсов по большому количеству фирм. Каждой фирме хотелось бы продать товар по высокой цене, но, из-за наличия такого же товара (или товара-субститута) у конкурентов, это не представляется возможным: товар банально никто не купит. Поэтому никакой отдельный производитель не выставит высокую цену: он старается поставить такую цену, которая будет ниже, чем у конкурентов, но при этом обеспечит ему доход, позволяющий окупить своё предприятие. Переманить покупателя возможно не только банальным понижением цены, но и с помощью улучшения качества товара, рекламы, специальных акций и других средств.
При конкурентной среде каждый производитель обладает лишь малой долей рынка, и при этом не может предъявить спрос на продукт или обеспечить его предложение в объёме, достаточном для того, чтобы заметно повлиять на цену продукта. Таким образом, "широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, уже само по себе служит инструментом контроля за использованием этой власти и ограничивает возможности злоупотребления её" (3.С.74). Производитель не может требовать за товар цену выше цены равновесия - часть покупателей уйдёт к конкурентам и он потеряет прибыль. То же самое и с предложением: если понизить зарплату работникам, то часть из них опять же может перейти на работу в другие предприятия.
Таким образом, конкуренция является одним из основных условий существования рыночной экономики.
Конкуренция способствует таким факторам как:
· Улучшение качества производимой продукции.
· Установление равновесной цены за продукцию.
· Наиболее полное удовлетворение потребностей потребителя.
· Наличие должного кол-ва товара на рынке (отсутствие дефицита и излишка).
· Участие фирм в НИОКР
Наличие конкуренции является положительной чертой экономики, так как потребитель получает необходимые ему блага и услуги, а среди производителей выживают лишь лучшие, которые смогли наиболее точно приспособиться к условиям рынка и удовлетворить потребности покупателей.
конкуренция соперничество экономический антимонопольный
Еще статьи по экономике
Производительность труда как важнейший фактор эффективности производства на примере СП ЗАО Милавица
Производительность труда на промышленных предприятиях является не только
одним из главных показателей эффективности его деятельности, но и прогнозным
показателем, от выполнения которого ...
Основные направления антимонопольной политики в Российской Федерации
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых
популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах
происходит неуклонное ...
Организация и оплата труда в здравоохранении на примере ЦРБ
оплата труда здравоохранение
Труд как понятие обозначает целесообразную деятельность человека по
производству продукции или оказания услуг и всегда связывается с физическими и
психологиче ...