Конкуренция
Конкуренция является ключевым звеном, основополагающим признаком рыночной экономики, именно она побуждает предпринимателя к своей деятельности. Благодаря конкуренции на рынке устанавливаются цены, отражающие реальный спрос на тот или иной товар. Конкуренция позволяет находить ответы на вопросы "Что производить?", "Как производить?" и "Для кого производить?". Адам Смит в своей книге "Богатство народов" отметил, что механизм конкуренции в рыночной системе позволяет объединить частные и общественные интересы. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие в сугубо личных интересах, одновременно чутко отвечают на потребности общества. При этом производитель всегда пытается использовать ресурсы наиболее рационально и с наименьшими затратами, т.е. более эффективно, что соответствует интересам общества. Все субъекты экономической деятельности будто направляются "невидимой рукой" рынка, способствующей удовлетворению их интересов.
Конкуренцию, возникающую на рынке, можно сравнить с цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента создаёт мощнейших стимул экономического прогресса, а угроза выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов (сам термин конкуренция происходит от латинского concurrere, что значит сталкиваться). По сути своей, конкуренция - это соперничество, которое возникает между субъектами экономической деятельности за лучше, выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг.
Обязательным условием конкуренции является большое количество игроков на определённом рынке, распределение экономических ресурсов по большому количеству фирм. Каждой фирме хотелось бы продать товар по высокой цене, но, из-за наличия такого же товара (или товара-субститута) у конкурентов, это не представляется возможным: товар банально никто не купит. Поэтому никакой отдельный производитель не выставит высокую цену: он старается поставить такую цену, которая будет ниже, чем у конкурентов, но при этом обеспечит ему доход, позволяющий окупить своё предприятие. Переманить покупателя возможно не только банальным понижением цены, но и с помощью улучшения качества товара, рекламы, специальных акций и других средств.
При конкурентной среде каждый производитель обладает лишь малой долей рынка, и при этом не может предъявить спрос на продукт или обеспечить его предложение в объёме, достаточном для того, чтобы заметно повлиять на цену продукта. Таким образом, "широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, уже само по себе служит инструментом контроля за использованием этой власти и ограничивает возможности злоупотребления её" (3.С.74). Производитель не может требовать за товар цену выше цены равновесия - часть покупателей уйдёт к конкурентам и он потеряет прибыль. То же самое и с предложением: если понизить зарплату работникам, то часть из них опять же может перейти на работу в другие предприятия.
Таким образом, конкуренция является одним из основных условий существования рыночной экономики.
Конкуренция способствует таким факторам как:
· Улучшение качества производимой продукции.
· Установление равновесной цены за продукцию.
· Наиболее полное удовлетворение потребностей потребителя.
· Наличие должного кол-ва товара на рынке (отсутствие дефицита и излишка).
· Участие фирм в НИОКР
Наличие конкуренции является положительной чертой экономики, так как потребитель получает необходимые ему блага и услуги, а среди производителей выживают лишь лучшие, которые смогли наиболее точно приспособиться к условиям рынка и удовлетворить потребности покупателей.
конкуренция соперничество экономический антимонопольный
Еще статьи по экономике
Сравнительный подход к оценке недвижимости
Сравнительный
подход определяет рыночную стоимость недвижимости на основе цен сделок с
аналогичными объектами, скорректированных на выявление различия. Основу
сравнительного подхода сос ...
Интеллектуальная собственность и нематериальные активы фирмы
В проделанной мною работе я попыталась изучить интеллектуальную
собственность и нематериальные активы фирмы. К ее изучению я подошла
всесторонне, рассмотрев их теоретические основы. ...
Оценка рыночной стоимости недвижимого имущества, расположенного по адресу г. Москва, ул.М. Дмитровка, 10
Развитие оценочной деятельности в Российской Федерации определяется
развитием рыночных отношений. Оценка недвижимости все более становится
неотъемлемым и действенным инструментом рыночно ...