Понятие домашнего хозяйства
Мировая статистика (наука, изучающая количественные показатели развития общества) считает, что домашнее хозяйство - это совокупность лиц, которые проживают в одном жилом помещении или его части. Они могут быть как связаны отношениями родства, так и не связаны, совместно обеспечивают себя пищей и всем необходимым для жизни. То есть члены домашнего хозяйства полностью или частично объединяют и расходуют свои средства. Домашнее хозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно.
Домашнее хозяйство - это общее хозяйство, которое ведет группа совместно проживающих людей.
Фактическое потребление домашних хозяйств России в конечном счете складывалось из следующих частей:
покупки товаров и оплаты услуг (77,6%),
социальных выплат из государственных и муниципальных бюджетов и благотворительных фондов (15,8%),
поступлений товаров и услуг в натуральной форме (6,6%).
Домашнее хозяйство - не просто потребительское объединение людей. Оно также занимается экономической деятельностью, которая приносит разнообразные доходы. К этой деятельности относятся:
) получение доходов от продажи факторов производства (например, рабочей силы) и от имущества (арендная плата за жилье и землю, процент но вкладу денег в банк, доход от акций и др.);
) ведение домашнего хозяйства (работа в подсобном сельском хозяйстве, покупка предметов потребления и услуг, домашнее приготовление нищи и других продуктов, потребление материальных и духовных благ);
) воспитание подрастающего поколения;
) «внешние» экономические связи (уплата налогов государству, получение социальных выплат от государства, экономические связи с заграницей, включая получение, денежных переводов, посылок и т. п.).
Сравнительно небольшие по размерам предприятия получили наиболее широкое развитие на начальной фазе развития капитализма (в Западной Европе в XV-XVIII вв.). За последние два-три столетия эта часть микроэкономики существенно изменила весь свой облик. Основные перемены происходили по следующим направлениям.
Расширение кооперации труда. Первые шаги в микроэкономике сделали мелкие предприниматели (инициативные люди, организовавшие хозяйственную деятельность) и члены их семей. Между тем со временем с ростом производства расширялись масштабы кооперации труда, увеличивалась численность работников предприятий.
Изменения видов собственности. Наиболее характерным для предприятий микроэкономики является тип мастной собственности па средства производства. Сначала преобладали (особенно в сельской местности) единоличные хозяйства, основанные па труде владельцев предприятий (крестьян и ремесленников). Со временем многие из них превратились в частные хозяйства, применявшие наемный труд. Примечателен пример США. Если в 1890 г. 80% американцев -- независимых собственников - работали на себя па своих участках, то сейчас их осталось только 10%.
В XIX-XX вв. значительно возросло число сравнительно малых предприятий, находившихся в общей долевой собственности (товарищества, кооперативы, акционерные общества). Это укрепило хозяйственное положение мелких предпринимателей.
Изменение места и роли в национальном хозяйстве. Мелкие хозяйства неоднократно меняли свою нишу - место наибольшего распространения - в экономике. Это происходило при переходе от одной стадии производства к другой. Так, на доиндустриальной стадии мелкие независимые собственники преобладали в сельской местности и ремесленном производстве, в начале индустриальной эпохи - на небольших промышленных предприятиях, а в постиндустриальном обществе - в сфере услуг.
Важнейшими причинами устойчивости микроэкономических хозяйств являются:
их гибкость - быстрое приспособление к изменениям запросов потребителей;
необходимость обслуживать небольшие объемы рыночных сделок. Примерами могут служить продажа одежды, обуви с учетом нестандартных потребностей покупателей; ремонтные работы (их проводят фирмы по ремонту часов, обуви, автомобилей); оказание личных услуг (семейного врача, адвоката, парикмахера); магазины крайне дорогих товаров для людей с очень высокими доходами (роскошные яхты, высококачественные спортивные автомобили и т.п.);
узкоспециализированное производство комплектующих изделий для крупных сборочных заводов; сбыт продукции крупных компаний (телевизоров, холодильников, стиральных машин);
Еще статьи по экономике
Исследование формирования себестоимости на продукцию ОАО Уфалейхлебзавод
Актуальность темы. Себестоимость продукции, представляет
собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой
соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости - о ...
Эффективность создания и функционирования ОАО на примере ОАО Березовский сыродельный комбинат
В
результате осуществления за последнее десятилетие коренных преобразований в
политической и экономической жизни в Республике Беларусь, произошли
значительные изменения в отношениях соб ...
Пути повышения эффективности реализации сельскохозяйственной продукции
Реализация продукции является важнейшим
экономическим показателем, характеризующим хозяйственно-финансовую деятельность
предприятия.
Реализация продукции - это поступление
изготовлен ...