Анализ безубыточности производства ОАО «Промприбор»
Использование в экономическом анализе деления затрат на переменные и постоянные позволяет установить функциональную зависимость между прибылью, объемом производства и реализации и затратами. Наличие этой зависимости используется для выполнения нетрудоемких расчетов различных вариантов уровней прибыли в зависимости от устанавливаемых цен, структуры реализуемой продукции по видам, ее оценки на уровне переменных затрат и общей суммы постоянных расходов. Эта зависимость может быть использована для прогнозирования уровня безубыточности предприятия.
Связь прибыли с объёмом продаж и затратами такова, что прибыль от реализации зависит не только от количества проданного, но и от той доли постоянных расходов, которая будет отнесена на единицу реализуемой продукции.
Взаимосвязь между прибылью, расходами и объемом произведенной и реализованной продукции представлена на Рис.1
Этот график позволяет ответить на вопрос: при каком объеме продаж организация получит прибыль. Он также определяет точку, в которой затраты на производство и реализацию продукции будут равны выручке. Эта точка называется точкой безубыточности. В этой точке рентабельность продаж равна 0.
Этот график также показывает, что на прибыль прямое влияние оказывают объем продаж и затраты в той части, которая относится к постоянным .
Для расчета точки критического объема реализации в зависимости от затрат при аналитическом исследовании различных вариантов соотношения факторов каждый раз составлять график затруднительно, и поэтому удобнее выполнять расчет, используя формулы.
Выручка от реализации в точке безубыточности = постоянные затраты / (1 - переменные затраты /Выручка от реализации в отчетном годе)
Используя данные Приложения 1 и данные по учету затрат, можно определить выручку в точке безубыточности ОАО «Промприбор».
Таблица 3 - Анализ критического объема реализации
Показатели |
2009г |
2008г |
Отклонение, (+,-) |
Темп роста, % |
1. Выручка от продаж |
625794 |
545287 |
80507 |
14,76 |
2. Всего затраты, в т.ч. |
364299 |
313477 |
50822 |
16,21 |
2.1 Постоянные |
149362 |
150469 |
-1107 |
-0,7 |
2.2 Переменные |
214937 |
163008 |
51929 |
31,86 |
3. Прибыль от продаж |
231810 |
261495 |
-29685 |
-11,35 |
4. Выручка в точке безубыточности (Вк) |
226306 |
105328 |
120978 |
114,86 |
5. Вк в % к выручке от продаж |
36,2 |
19 |
-17,2 |
Итак, чтобы быть безубыточной, анализируемой организации в 2009г необходимо было реализовать продукции на сумму не меньшую, чем 105328 тыс. руб., что почти на 15% больше, чем в прошлом году. Следует также обратить внимание на тот факт, что в 2009 году объем выручки в критической точке составил 19% от общей величины полученной выручки (запас финансовой прочности), и это на 17,2 процентного пункта меньше, чем в прошлом году. Следовательно, удельный вес прибыльной зоны в отчетном году увеличился, так как чем меньше доля критической выручки у предприятия, тем больше прибыли, и наоборот.
Еще статьи по экономике
Организация и оплата труда в здравоохранении на примере ЦРБ
оплата труда здравоохранение
Труд как понятие обозначает целесообразную деятельность человека по
производству продукции или оказания услуг и всегда связывается с физическими и
психологиче ...
Перспективы формирования внешнеэкономической политики России
внешнеэкономическая политика ростовская область
Кардинальное
изменение геополитического положения России после распада СССР существенно
повысили роль внешнеэкономического фактора в развит ...
Повышение конкурентоспособности предприятий
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные
отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество.
Между ними существует жесткая конкуренция. И вы ...