Уровень экономической безопасности Республики Беларусь
. Отношение платежей по обслуживанию внешнего долга (основной суммы задолженности и процентов) к объему экспорта товаров н услуг. Традиционный и распространенный показатель кредитоспособности страны, характеризующий непосредственную тяжесть долгового бремени страны. Рекомендуемое предельное значение - не более 20 %.
. Отношение выплат процентов по внешнему долгу к объему экспорта товаров и услуг. Этот показатель применяется для оценки степени освобождения страны от уплаты процентов или переноса графиков оплаты, поскольку реструктуризация долга обычно отражается прежде всего на суммах и графике выплат платежей по процентам.
На данный момент отношение внешнего государственного долга к ВВП не превышает предельного значения в размере 20%, установленного Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. При этом в мировой практике каких-либо жестких критериев по поводу уровня внешнего госдолга не существует. Эксперты Всемирного банка и МВФ, которые в ходе работы миссий в Беларуси рассматривали вопросы долговой устойчивости, отвечая на вопрос о том, какой же максимальный предел госдолга приемлем для нашей страны, сказали, что этот показатель нельзя четко определить. Для одного государства это 50% от ВВП, а для другого - 100%. В этом вопросе все зависит от ряда факторов, к примеру, от валюты заимствований, национальной валюты, возможности привлечь дополнительные ресурсы, поступлений от экспорта, уровня развития экономики и т.п.
Что касается пределов экономической безопасности Беларуси (например, установлено, что внешний и внутренний госдолг не должен превышать 20% от ВВП), то эти критерии были рассчитаны Институтом экономики Министерства экономики несколько лет назад.
На 1 сентября 2010 г размер внешнего госдолга Беларуси составлял 19% от ВВП, по данным Минфина.
Рассчитывают также и другие показатели экономической безопасности - исходя из отношения долга к экспорту, доходам бюджета, валютной выручке. Отдельно рассматриваются платежи по обслуживанию и погашению долга.
В структуре внешнего государственного долга Беларуси кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1% ($9269,4 млн), кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, - 1,9% ($181,9 млн).
На займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2% внешнего государственного долга, на займы иных иностранных кредиторов - 60,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы МВФ (36,2%), России (32,3%), еврооблигации (10,6%), кредиты Китая (8%). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6%, связанные - 9,4%.
В условиях мирового финансового кризиса в Беларуси возросла потребность в привлечении внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов. В этих целях Беларусь получила кредитные ресурсы от Российской Федерации и кредиты Международного валютного фонда по программе "стэнд-бай".
Кроме того, внешние государственные займы в 2009-2010 годах привлекались для финансирования проектов, имеющих социальную направленность, и для реализации инвестиционных проектов в сфере энергетики и промышленности строительных материалов.
Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными.
Долговой портфель характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой стоимостью обслуживании. Так, средний срок до погашения по внешним государственным займам составляет 6 лет. Средняя процентная ставка - 3,69% годовых.
Ожидается, что всего в 2011 году платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга за счет средств республиканского бюджета составят около $870 млн., или 8,2% доходов бюджета.
Еще статьи по экономике
Себестоимость и рентабельность производства мяса КРС
Себестоимость
продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в
процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья,
материалов, топлива ...
Основные фонды
Осуществление
производственной деятельности связано с использованием различных средств труда,
необходимых для создания переработки, продвижения, хранения продукции и услуг.
Они являются ...
Управление амортизационной политикой и основными фондами предприятия
В
условиях становления рыночной экономики одной из насущных задач общества
является сохранение, техническое перевооружение и дальнейшее развитие
материально-технической базы производств ...