Возникновение и формирование внешней задолженности в Республике Беларусь
Внешнее заимствование можно определить как процесс привлечения и использования иностранной валюты в форме займов для целей, определяемых стратегией развития страны.
Основополагающими отличительными признаками (критериями) отнесения финансовых потоков к внешнему заимствованию являются следующие:
) финансовые потоки, образующие внешнее заимствование, в соответствии с международными методиками движутся от нерезидентов страны к ее резидентам, т. е. последние являются получателями (реципиентами);
) в отличие от потоков, формирующих внутренний долг, движение финансовых потоков внешнего заимствования осуществляется под юрисдикцией нескольких национальных правовых систем;
) финансовые потоки, образующие внешнее заимствование, имеют регистрируемый характер, т. е. существует принципиальная возможность официально регистрировать и учитывать их природу, источники и величину;
) финансовые потоки внешнего заимствования деноминированы в иностранных валютах, являющихся резервными на международных финансовых рынках.
Начало формирования внешнего долга Республики Беларусь приходится на конец 1992 г., когда были заключены первые кредитные соглашения между Республикой Беларусь как суверенным заемщиком и Комиссией Европейских сообществ по поставкам товаров, относящихся к критическому импорту.
По состоянию на 1.01.1993 г. Республика Беларусь имела доступ к 4 открытым кредитным линиям:
Германии (АКА-Гермес);
Комиссии Европейских сообществ (КЕС);
США (зерновой кредит);
кредит через Россию (зерновой).
Наличие этих четырех линий и их качественные характеристики на тот момент отражали реальное состояние экономики республики после распада СССР: отсутствие собственной сырьевой базы; приостановку импорта из индустриальных стран в силу невозможности оплаты поставок; неурегулированность вопроса о распределении внешнего долга бывшего СССР между новыми государствами СНГ.
Соответственно, главной задачей привлечения кредитных линий стало обеспечение республики продуктами, медикаментами, сырьем и материалами, нужными для поддержания критически необходимого размера импорта. Этой цели служили практически все упомянутые кредитные линии. Так, кредитная линия КЕС была предназначена и использовалась для закупки продовольствия и медикаментов; кредитная линия США - для закупки соевого шрота и некоторых других видов сельскохозяйственного сырья; зерновой кредит через Россию представлял собой белорусскую часть ранее полученного бывшим СССР кредита на закупку зерна в США, который был полностью использован республикой на протяжении 1991-1992 гг.[16]
Основной объем этих кредитных ресурсов был предоставлен на крайне тяжелых, с точки зрения погашения, условиях: по кредиту КЕС - на 3 года и 11-12 % годовых; по зерновому кредиту через Россию - на 3 года без льготного периода под 13,5 % годовых.
Таким образом, уже в начале самостоятельного заимствования Республика Беларусь оказалась в ситуации, во-первых, вынужденного признания за собой определенных внешних обязательств бывшего СССР, во-вторых, необходимости дать согласие на обременительное внешнее финансирование.
Следует отметить, что средства, использованные в рамках указанных кредитных линий, впоследствии составили основную долю невалютоокупаемой части внешнего долга Республики Беларусь, что привело в настоящий момент к сложной ситуации в части его обслуживания.
По мере развития потенциала Республики Беларусь как суверенного заемщика и улучшения информированности мирового сообщества о стране на протяжении 1993 г. появилась возможность заключения дополнительных соглашений о предоставлении иностранных займов и расширении существующих.
В результате были заключены соглашения с Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком (институциональный и реабилитационный займы), межправительственные соглашения с Испанией, Австрией и рядом других стран; открыта в 1995 г. экспортная кредитная линия правительства Королевства Бельгия на сумму 12 млн дол. США; проработан и реализован вопрос получения прямого кредита Мосбизнесбанка для ПО "Белшина" на сумму 15 млн дол.; проведена работа по согласованию условий и подготовке проекта Кредитного соглашения с Кувейтским фондом арабского экономического развития, а также инициирована работа по привлечению кредитов Франции и Тайваня. Одновременно были предприняты усилия по получению кредитов по линии Эксимбанка США и Эксимбанка Турецкой Республики.
Вновь заключенные соглашения о предоставлении займов имеют, как правило, целевой характер и адресную направленность. В то же время нет оснований классифицировать предоставленные займы как финансирование конкретных валютоокупаемых проектов субъектов хозяйствования Республики Беларусь, а, как известно, именно такого рода займы позволяют стране увеличить экспортный потенциал и уровень занятости. Например, хотя реабилитационный заем Всемирного банка и имеет целью поддержку критического импорта через проведение политики валютных интервенций на валютной бирже, однако возврат этого кредита будет осуществляться за счет Централизованных валютных средств государства - Государственного валютного фонда.
Еще статьи по экономике
Фирма в условиях чистой монополии
Тема курсовой работы «Фирма в условиях чистой монополии».
В России значительная часть промышленной продукции выпускается
единственными предприятиями-монополистами.
Поэтому исследов ...
Проведение фотографии рабочего времени
В
условиях рыночной экономики для каждого предприятия важно сохранять прочное,
стабильное положение на рынке, которое во многом зависит от применения
высокопроизводительной техники и те ...
Производительность труда как важнейший фактор эффективности производства на примере СП ЗАО Милавица
Производительность труда на промышленных предприятиях является не только
одним из главных показателей эффективности его деятельности, но и прогнозным
показателем, от выполнения которого ...