Аналитический и синтетический учет финансовых результатов в бухгалтерском учете
Сумма выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи».
В организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается выручка от продажи продукции в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В дебет счета 90 «Продажи» списывают фактическую себестоимость продукции с кредита счетов учета продукции.
В тех отраслях где фактическую себестоимость продукции определяют в конце года (растениеводство и т.п.), в течении года на счет 90 «Продажи» списывают плановую себестоимость продукции. По окончании года определяют отклонение фактической себестоимости от плановой и выявленное отклонение списывают в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счетов учета продукции (дополнительной проводкой или способом «красное сторно»).
В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).
К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:
- 1 «Выручка»;
- 2 «Себестоимость продаж»;
- 3 «Налог на добавленную стоимость»;
- 4 « Акцизы»;
- 9 « Прибыль / убыток от продаж».
На субсчетах 90 -1, 90 - 2, 90 - 3, 90 - 4 учитываются соответственно поступившая выручка от продажи продукции, себестоимость проданной продукции, начисленный НДС и акцизы.
Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи» субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.
Субсчет 90-9 « Прибыль / убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, производят накопительно в течении отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и 90-5 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом синтетический счет 90 «Продажи ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету
«Продажи» (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 « Прибыль / убыток от продаж».
Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а при необходимости и по другим направлениям ( по регионам продаж и т.п.).
Порядок синтетического учета продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции.
Ранее организациям разрешалось определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по методу отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.
С 01 января 2008 г. произошли значительные изменения, выручка определяется только по методу отгрузки, авансы полученные от покупателя также стали входить в состав выручки. Таким образом в бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки ( в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).
Именно поэтому для целей налогообложения отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».
Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета « Готовая продукция».
Еще статьи по экономике
Экономическая эффективность производства зерновых культур и пути ее повышения в современных условиях на примере КУСХП Зеленка
Одной из крупнейших отраслей земледелия является производство
зерна. Обеспечение народа продовольственным зерном собственного производства -
важнейшая государственная проблема. Решающее ...
Взаимоотношения государства и крупных корпораций
Возрастание политической активности крупного бизнеса в сфере
властно-управленческих отношений способствует повышению значимости исследования
системы взаимоотношения государства и корпора ...
Влияние неполноты и асимметрии информации на эффективность функционирования рынков
В основных фундаментальных микроэкономических исследованиях
поведение агентов рынка анализируется исходя из предположения о том, что они
обладают полной информацией, необходимой для прин ...