Прибыль предприятия как цель и обобщающая оценка эффективности его деятельности
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли от реализации продукции, являются применяемые цены. Очевидно, что уровень цен определяется, прежде всего, качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т. д.
Кроме указанных выше факторов, на величину прибыли от реализации безусловно влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.
Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации товарной продукции, как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны явиться предметом тщательного анализа.
Первыми обосновали независимость прибыли по отношению к проценту с капитала Ж.-Б. Сей и Герман. Они различали процент с собственного капитала предпринимателя от его прибылей. Более того, проводится различие между управленческой зарплатой и собственно прибылью, учитывая "цену целесообразности" услуг предпринимателя. При этом не смешивается валовая прибыль и чистая прибыль.
Необходимо, тем не менее, учитывать экономическую суть такого разделения. То, что предприниматель мог бы получать, работая по найму, по сравнению с тем, что можно было бы назвать управленческой заработной платой, составляет для длительного периода нижнюю границу дохода предпринимателя; при оплате ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благоприятное для него предложение о работе по найму.
Этот анализ был оспорен Жаном Маршалом в статье "Построение новой теории прибыли" в "Американском экономическом журнале" Он полагает, что предприниматели, рассчитывая свою "цену", не включают в нее зарплату за управленческий труд, процент на капитал и т.д.
С этим вряд ли можно согласиться. Наблюдения показывают, что лишь немногие предприниматели отказываются включать в свои счета процент на собственный капитал, который они внесли в дело; многие другие добиваются того, чтобы в их собственном деле им устанавливалось "жалованье" директора, и, во всяком случае, сравнивают свои прибыли с доходами, которые они могли бы получить от другой деятельности.
Американский экономист Питер Л. Бернстейн приводит, исходя из своего опыта работы в двух банках, финансировавших мелкие предприятия, довольно интересное соображение: "Мелкий предприниматель, по крайней мере в Америке, болезненно воспринимает утверждение, что прибыль, получаемая им от своего дела, является смесью заработной платы, процента, ренты и "чистой прибыли" . В большинстве из этих случаев трудности, какие ему приходится преодолевать, постоянно подталкивают его к подсчетам цены целесообразности, которую необходимо платить за поддержание на плаву его дела .". Таким образом, лишь в той мере, в какой предприниматель срастается со своим делом, то есть в условиях мелкого предприятия, практика вскрывает необходимость подсчетов цены целесообразности. Она затушевывается в условиях крупного предприятия, где прибыль теряет персональный характер и поступает в распоряжение фирмы.
Здесь же возникают трудности с определением прибыли как "классового дохода", поскольку в настоящее время нет ничего более трудного, нежели очертить в обществе "класс" предпринимателей.
Наблюдения за современной экономикой показывают, что существует три вида прибыли:
- прибыль мелкого предпринимателя, зачастую и владельца своего дела;
- прибыль крупной фирмы, которая является скорее прибылью некоего учреждения, а не отдельных личностей и принимает частично форму жалованья или прибавок к жалованию, когда речь идет о руководящем персонале;
- прибыль рантье или акционера, которая сближается с процентом.
Рассмотрение этих исходных проблем приводит к выводу, что прибыль является формой дохода, которая не может быть сведена к какой-либо другой форме (зарплате, проценту, ренте) и структура которой в современной экономике чрезвычайно сложна.
В статичном экономическом мире, функционирующем по замкнутому кругу, нет места для прибыли: предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков; его доход - плата за управление. Но стоит только начаться развитию благодаря нововведениям, применяемым динамичными предпринимателями, сразу же появляется прибыль.
Еще статьи по экономике
Оценка результатов деятельности ОАО БелЗАН в области формирования себестоимости выпускаемой продукции
Главный
мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли.
Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях
ограничены издержками произво ...
Городское хозяйство современного города
Термин
«расселение» характеризует исторический процесс заселения территории,
распределение населения на территории и его пространственную организацию.
Расселение следует за более динами ...
Фирма в условиях чистой монополии
Тема курсовой работы «Фирма в условиях чистой монополии».
В России значительная часть промышленной продукции выпускается
единственными предприятиями-монополистами.
Поэтому исследов ...