Планирование производственной программы
Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.
Производственная программа состоит из двух разделов:
план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении;
план производства продукции в стоимостном выражении.
План производства продукции в стоимостном выражении содержит показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция.
Плановый объем реализованной продукции в стоимостном выражении рассчитывается по формуле
(3.3)
где ПTi - объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия; ΔОПСi - изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода; ΔОПОi - изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода; n - количество видов товарной продукции (i=1,2, 3, ., n).
Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия (Дв) в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг):
(3.4)
где Цi - цена единицы i-го вида продукции (оптовая, договорная), руб.; ОПi - планируемый объем продаж i-го вида продукции (i = 1, 2, 3, ., n) в натуральном выражении в плановом периоде.
Товарная продукция включает стоимость запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства. Выражается она в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Плановый объем товарной продукции рассчитывается по формуле
, (3.5)
где АПi - план выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении; Цi - действующая оптовая цена i-го вида продукции; п - количество видов товарной продукции (i= 1,2,3, ., n); Уj - объем услуг и работ j-го вида промышленного характера; m - количество видов работ промышленного характера (j=1,2,3, ., m).
Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства.
Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она оценивается обычно в сопоставимых ценах.
Объем валовой продукции рассчитывается по формуле
ПВ = ПТ + (НК - НН) + (ИК - ИН), (3.6)
где НК, НН - остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода, соответственно; Ик, Ин -остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.
Плановый объем чистой продукции рассчитывается по формулам:
ПЧ = ПР - Зм - ОА, (3.7)
ПЧ = ЗП + ПБ (3.8)
где Зм - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; ОА - амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; ЗП - заработная плата с начислениями на нее; ПБ - прибыль от реализации продукции.
Условно-чистая продукция содержит амортизационные отчисления.
Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.
В расчетах по планированию производственной программы принимаем товарную продукцию равную реализованной.
Таблица 3.2. План производства и реализации продукции в натуральном выражении на 2010 год
Показатель |
Ед. изм. |
Продукция в натуральном выражении | ||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Всего | ||
за год | ||||||
Золото 585 пробы |
шт. |
109,76 |
65,85 |
127,32 |
136,10 |
439,02 |
Изделия с полудрагоценными камнями |
шт. |
54,88 |
32,93 |
63,66 |
68,05 |
219,51 |
Серебро 925 пробы |
шт. |
627,18 |
376,31 |
727,53 |
777,70 |
2508,71 |
Изделия с бриллиантами |
шт. |
12,44 |
7,46 |
14,43 |
15,42 |
49,76 |
Обручальные кольца |
шт. |
448,28 |
268,97 |
520,00 |
555,86 |
1793,10 |
Итого |
шт. |
1252,53 |
751,52 |
1452,93 |
1553,13 |
5010,11 |
Еще статьи по экономике
Инструменты государственного стимулирования устойчивого роста экономики в современных условиях
Поддержание
экономического роста - одна из главных целей макроэкономической политики.
Подавляющее большинство экономистов независимо от того, какой научной школе они
относятся, считают ...
Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта по запуску новой технологической линии по производству диэлектрических перчаток
В
настоящее время существует не мало возможностей для инвестирования. Но при этом
у большинства предприятий свободные финансовые ресурсы, доступные для
инвестирования, в разной степени ...
Перспективы формирования внешнеэкономической политики России
внешнеэкономическая политика ростовская область
Кардинальное
изменение геополитического положения России после распада СССР существенно
повысили роль внешнеэкономического фактора в развит ...