Сущность кластерного подхода
В последнее время в нашей стране повысился интерес к проблеме конкурентоспособности, который объясняется процессом глобализации мировой экономики. В связи с этим основной целью национальной экономики России является увеличение ВВП страны, достижение которой осуществляется посредством решения определенных задач. Одной из приоритетных задач государственной экономической политики является повышение конкурентоспособности различных субъектов. Поэтому возникает потребность в выявлении конкурентных преимуществ исследуемого региона, необходимых для определения приоритетов его социально-экономического развития в экономическом пространстве страны по сравнению с другими регионами.
Реализация сравнительных преимуществ, превращение их в конкурентные преимущества региональной экономики осуществляется, прежде всего, через структурно-территориальную политику. Речь идет о том, чтобы преимуществам структуры размещения экономических ресурсов соответствовала структура производства. Основу для решения практических проблем организационного оформления территориально-производственной интеграции составляет теория кластеров.
Теория кластеров разработана зарубежными экономистами, среди которых известный ученый М. Портер. К отечественным ученым, рассматривающим данную теорию можно отнести Градова А.П., Убеля С.В.
Кластерная модель М. Портера используется при разработке экономической политики, является инструментом повышения конкурентоспособности экономики региона или страны в целом, а также стимулирования инноваций и экономического роста. Согласно этой теории производственная структура конкретного региона должна развиваться по направлению, позволяющему использовать продукт одной отрасли для нужд нескольких других. Между всеми отраслями, представленными в данной местности, создаются устойчивые связи, позволяющие поддерживать эти отрасли и способствующие развитию общей экономики региона. [8]
М. Портер считает, что кластеры могут оказывать влияние на конкурентоспособность в трех направлениях:
. Повышают производительность фирм и отраслей.
. Создают возможности для инновационного и производственного роста.
. Стимулируют и облегчают формирование нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера.
М. Портер утверждает, что кластеры «различаются по размеру, мощности и стадии развития». Некоторые кластеры, по его мнению, состоят в основном из малых и средних фирм. Другие кластеры состоят как из малых, так и из крупных фирм. Существуют кластеры, организованные на базе университетов, и кластеры, не связанные с высшими учебными заведениями, кластеры традиционных отраслей промышленности и кластеры высокотехнологичных отраслей. Есть также зарождающиеся кластеры, новые кластеры, развитые кластеры и кластеры, приходящие в упадок. М. Портер рассматривает вертикальные (покупатель-поставщик) или горизонтальные (общие клиенты, технологии, посредники и т.п.) взаимоотношения, а рамки формирования кластера ограничивает критерием величины экспорта. [4]
Некоторые авторы предприняли попытку разработать типологии кластеров, основанные на эволюции процесса их образования. С. Розенфельд выделяет три типа кластеров. «Работающие», или «перевыполняющие», кластеры являются самодостаточными и выпускают в целом больше, чем сумма продукции всех компонентов этих кластеров, работающих по отдельности. «Неактивные», или «недовыполняющие», кластеры представляют собой образования, возможности которых еще не были использованы в полную силу. «Потенциальные» кластеры, которые обладают некоторыми ключевыми характеристиками и испытывают недостаток производственных ресурсов и нехватку «критической массы». Размер кластера зависит от воздействия совокупности факторов экономического, социального, технологического и политического характера и варьируется от масштаба города, региона, страны или группы стран. [1]
М. Портер, исследовавший реализацию сравнительных преимуществ через образования кластеров взаимосвязанных подотраслей, пришел к выводу, что повсеместное распространение кластеров можно рассматривать в качестве главной черты всех высокоразвитых экономик. [4]
Согласно теории Майкла Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы гос. управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.
Таким образом, кластер - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.
Еще статьи по экономике
Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта по запуску новой технологической линии по производству диэлектрических перчаток
В
настоящее время существует не мало возможностей для инвестирования. Но при этом
у большинства предприятий свободные финансовые ресурсы, доступные для
инвестирования, в разной степени ...
Статистическое изучение использования оборотных средств на ОАО Промприбор
Финансовое положение предприятия, его ликвидность и
платежеспособность, непосредственно зависят от того, насколько быстро средства,
вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Та ...
Исследование финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Процесс
сбыта (продажи) продукции является завершающим этапом общего процесса
воспроизводства и кругооборота хозяйственных средств предприятия. Предприятие
может так продавать свои това ...