Факторный анализ себестоимости ОАО «БелЗАН»
Для проведения факторного анализа себестоимости продукции воспользуемся факторной моделью, приведенной в главе первой (формула 1).
Прежде, чем проводить факторный анализ себестоимости продукции предприятия, исследуем изменение показателей, оказывающих влияние на величину себестоимости продукции.
В 2005 году план по объему производства продукции перевыполнен в целом по предприятию на 0,6%. При этом рост объема производства по таким видам продукции, как «Готовые изделия и узлы» составил 2,5%, по «Спецтехнологическому оборудованию» - 33,7%, по «Прочей продукции» - 6,5%, по «Потребительским товарам» - 46%. Наблюдается повышение удельного веса по «Прочей продукции», «Спетехнологическому оборудованию»: с 2,89% до 3,02% и с 0,69% до 0,9% соответственно. Удельные переменные затраты на единицу продукции сократились по всем изделиям, кроме «Прочей продукции» и «Потребительских товаров». Постоянные фактические затраты по предприятию в 2005 году по сравнению с планом сократились на 23240 тыс. рублей.
В 2006 году выполнение плана по объему выпущенной продукции составило 100%, но при этом по таким видам продукции, как «Потребительские товары» и «Прочая продукция» наблюдается перевыполнение соответственно на 2% и 15,6 %. Удельный вес переменных расходов на единицу продукцию увеличился по «Спецтехнологическому оборудованию», «Инструментам», «Потребительским товарам». Доля отдельных видов продукции в общем объеме производства фактически по сравнению с планом практически не изменилась. Постоянные расходы в 2006 году снизились по сравнению с плановым заданием на 4940,9 тыс. рублей.
Данные для расчета влияния перечисленных факторов на себестоимость продукции приведены в Приложении 6.
Факторный анализ общей суммы затрат на производство продукции в 2005 и в 2006 году приведен в таблицах 4 и 5.
Для расчета влияния на изменение величины затрат таких факторов, как изменение объема выпуска продукции, структуры производимой продукции, удельных переменных затрат на единицу продукции и постоянных расходов воспользуемся методом цепных подстановок.
Как показывают приведенные в таблице расчеты, влияние факторов на изменение себестоимости продукции было следующим:
Увеличение объема производимой продукции в 2005 году на 0,6% привело к росту себестоимости продукции на 6136,2 тыс. рублей (1816205,5 - 1810069,3), что естественно, так как, чем больше объем производимой продукции, тем выше затраты;
Изменение структуры производимой продукции вызвало увеличение суммы затрат на 589,9 тыс. рублей (1816795,4 - 1816205,5), что объясняется увеличением в составе выпускаемой продукции наиболее материалоемких видов изделий: «Потребительских товаров», «Прочей продукции», «Спецтехнологического оборудования»;
Повышение уровня удельных переменных затрат по таким видам изделий, как «Потребительские товары», «Прочая продукция» вызвало перерасход издержек в целом по предприятию на сумму 3743,8 тыс. рублей (1820539,2 - 1816795,4);
Снижение постоянных расходов на 23239,4 тыс. рублей привело к снижению затрат на 23 240,7 тыс. рублей (1797298,5 - 1820539,2).
Таким образом, баланс отклонений составил: 6136,2 + 589,9 +3743,8 - 23240,7 = - 12770,8 тыс. рублей.
Таблица 4 - Факторный анализ общей суммы затрат на производство продукции в 2005 -2006 гг.
Факторы |
Методика расчета |
Результат, тыс. руб. | |
2005 г. |
2006 г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Объем выпуска продукции (VВПi) |
З усл1 - З 0 |
+6136,2 |
+25732,0 |
2.Структура продукции (УДi) |
З усл2 - З усл1 |
+589,9 |
-26765,5 |
3. Переменные затраты (bi) |
З усл3 - З усл2 |
+3743,8 |
-4015,8 |
4. Постоянные затраты (А) |
З 1 - З усл3 |
-23240,7 |
-4179,6 |
Итого: |
-12770,8 |
-9228,9 | |
З 0 |
(VВП I пл х b Iпл) + Aпл |
1810069,3 |
2645133,8 |
З усл1 |
(VВП I пл х b I пл) х J vвп + Aпл |
1816205,5 |
2670865,8 |
З усл2 |
(VВП I ф х b I пл) +А пл |
1816795,4 |
2644100,3 |
З усл3 |
(VВП I ф х b I ф) +А пл |
1820539,2 |
2640084,5 |
З 1 |
(VВП I ф х b I ф) +А ф |
1797298,5 |
2635904,9 |
Еще статьи по экономике
Удержания из заработной платы на предприятии
Заработная
плата всегда была важным вопросом, и интересовала всех людей, ведь она является
основным источником дохода большинства людей, а удержания, производимые из
заработной платы, к ...
Статистическое изучение товародвижения и сбыта продукции по материалам ОАО Ливгидромаш
Целью деятельности любого промышленного предприятия является
производство продукции. Ее величина зависит от ряда факторов, таких как
техническая оснащенность производства, обеспеченность ...
Денежный спрос и его факторы
Поистине, это самый загадочный инструмент из всех
приобретенных человеком. Нет ничего проще, как с ним обращаться, и нет
ничего труднее, чем понять, как он действует. Никто не может по ...