Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий
Экономическое развитие страны требует надежного функционирования естественных монополий, прежде всего в электроэнергетике, газовой и железнодорожной отраслях при минимизации стоимости их услуг. Реструктуризация естественных монополий является основой снижения издержек и самих монополий, и потребителей их услуг, привлечения в указанные отрасли инвестиций для компенсации выбывающих мощностей и увеличения предложения их услуг в период возрастающего спроса на них.
Реформирование естественных монополий не сможет привести к их полному исчезновению, поэтому наряду с реформированием, направленным на расширение сферы действия конкурентных механизмов, необходимо совершенствовать и государственное регулирование естественных монополий.
Предметом государственного регулирования являются отношения между субъектом естественной монополии и потребителем по поводу приобретения соответствующего товара - эти отношения заведомо не сбалансированы, и сильная сторона может навязать слабой свои условия. Российское законодательство (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации) подразумевает наличие двух альтернативных механизмов формирования цен: либо договорная цена, либо - цена, устанавливаемая (регулируемая) уполномоченными государственными или муниципальными органами. При этом регулирование применяется почти исключительно к товарам (работам, услугам), производимым в условиях естественной монополии. Соответственно, в остальных случаях для формирования справедливой цены должен эффективно работать механизм рыночной конкуренции.
Реформирование естественных монополий имеет смысл в том случае, если достигается минимизация сферы, подлежащей государственному регулированию, при том, что обеспечивается достаточный уровень конкуренции на рынках, выделяемых из структур с естественной монополией рынках.
Выделение конкурентных видов деятельности и упразднение государственного регулирования цен на них должно предваряться устранением барьеров входа на рынок, гарантирующим реальное развитие конкуренции - с тем, чтобы не произошла замена регулируемой монополии на нерегулируемую. Примером неудачного «реформирования» является выделение обслуживания внутридомового газового оборудования многоквартирных домов в качестве отдельной услуги (ранее оно производилось в рамках газоснабжения жилых домов, и затраты на него учитывались при формировании соответствующих регулируемых тарифов).
Развитию конкуренции на этом рынке препятствует норма, закрепленная постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2007г. № 549: деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования имеет право осуществлять только газораспределительная организация - то есть монополия сохраняется, а цена выведена из-под регулирования. Практическим недостатком государственного регулирования цен часто является отсутствие подробного описания состава тарифицируемого товара (услуги, работы). Это приводит к тому, что регулируемый хозяйствующий субъект может ухудшать качество товара - например, если речь идет о продукте, уменьшать его вес или изменять рецептуру. Применительно к услугам (работам) это проявляется в том, что в качестве отдельной услуги (с дополнительной оплатой по договорной цене) выделяется то, что, по сути, является технологической операцией в рамках регулируемого вида деятельности. Поскольку государство устанавливает цену, которая является условием возмездного договора, то необходимо однозначно определить и объем встречных обязательств субъекта естественной монополии - на что контрагент вправе рассчитывать, оплатив установленную государством цену.
Еще статьи по экономике
Бюджетирование и контроль затрат по центрам ответственности
Актуальность выбранной темы определяется тем, что бюджетирование играет
важнейшую роль в развитие предприятия и в получении наиболее высокой прибыли.
Управление предприятием невозможно б ...
Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия
Внешнеэкономическая
деятельность предприятия - это предпринимательская деятельность юридических и
физических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность,
междунар ...
Составление сметы на строительство и расчет сметной стоимости
В
строительстве правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и
подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
«Строительные работы на объекте до ...