Методы анализа конкурентоспособности
Рис. 7 Факторы, влияющие на развитие фирмы по модели McKinsey 7S
Стратегическое положение фирмы рекомендуется оценивать по следующим показателям:
· относительный размер;
· рост;
· доля рынка;
· позиция;
· сравнительная рентабельность;
· чистый доход;
· технологическое состояние;
· образ (реальность, воспринимаемая извне);
· руководство и люди.
Привлекательность рынка рекомендуется оценивать по следующим показателям:
· абсолютный размер;
· рост рынка;
· широта рынка;
· ценообразование;
· структура конкуренции;
· отраслевая норма прибыли;
· социальная роль;
· влияние на окружающую среду;
· юридические ограничения.
После анализа перечисленных показателей строится матрица "стратегическое положение/привлекательность рынка" (рис. 8).
Рис. 8 Матрица "стратегическое положение/привлекательность рынка" компании McKinsey
Метод PIMS (Profit Impact of Market Strategy) - метод анализа влияния рыночной стратегии на прибыль. Был разработан в середине 60-х годов в компании General Electric. PIMS представляет собой попытку обобщить все переменные, которые влияют на долгосрочную прибыльность компании. Считается, что эта модель, использующая около 30 переменных, позволяет выявить около 67% факторов успеха компании. Модель состоит из базы данных, охватывающих почти 3000 предприятий, главным образом североамериканских и европейских компаний. Можно сравнить данные, характеризующие деятельность предприятий, функционирующих в соответствующей отрасли, с данными эмпирического материала модели. Использование эмпирического материала является ее огромным достоинством, так как это позволяет сократить разрыв между абстрактным (теоретическим) и конкретным (практическим). Решающие факторы прибыльности для любой отрасли в соответствии с моделью PIMS подразделяются на три группы: конкурентная ситуация, производственная структура, рыночная ситуация. На схеме знак "+" означает благоприятный эффект на прибыльность, а знак "-" означает неблагоприятный эффект. Факторы ранжированы (рис. 9).
Самое сильное влияние на норму прибыли, в порядке убывания, оказывают:
· капиталоемкость;
· относительное качество продукта;
· относительная доля компании на рынке;
· производительность труда.
Рис. 9 Решающие факторы прибыльности
Большое преимущество модели PIMS состоит в том, что ее авторы пытаются измерить относительное качество продукта, так как решающим условием успеха в бизнесе является удовлетворение потребителей. В этой модели делается попытка оценить соответствие структуры производства структуре потребностей.
База данных этой модели формируется в Институте стратегического планирования, который находится в Бостоне и имеет филиалы в других странах.
Рассмотрим метод изучения профиля объекта. Профилем называется сумма характеристик объекта анализа, благодаря которым он известен целевой группе потребителей. Корпоративный профиль - это образ компании или ее продукция в глазах целевой группы (рис. 10)
Рис. 10 Профиль характеристик фирмы
Потребитель или любая другая организация может по утвержденной методике проанализировать и оценить любую фирму, в любой области деятельности.
"Профиль" является средством или инструментом визуального анализа объекта. Для повышения объективности оценки рекомендуется ранжировать характеристики и интегрировать их. Это очень сложная работа.
Еще статьи по экономике
Финансово-хозяйственная деятельность ЗАО Сталькрон
На современном этапе развития России обеспечение стабильной
работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей
первостепенной важности. Направленность торговой ...
Расчет затрат на ремонт сложной электронной техники в условиях малого предприятия
Малые
предприятия - это не организационно-правовая форма, термин "малое"
характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к
малым являются численность ...
Исследование хозяйственной деятельности предприятия ООО Дин-Альт
В процессе прохождения практики по технологии отраслевого производства
необходимо закрепить знания и умения, полученные за время обучения в институте,
и овладеть инструментарием для реше ...