Понятие конкуренции и конкурентных сил
· обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
· саморегулирование товаропроизводителей;
· дифференциация товаропроизводителей;
· распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема - экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров и управления всеми процессами.
По степени интенсивности конкуренция может быть:
· привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
· умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
· ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
· ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглотает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.
Формы конкуренции:
· предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
· функциональная - конкуренция между товарами (объектами)- заменителями;
· личностная.
Методы конкуренции:
· на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
· на основе критерия повышения качества сервиса товара;
· на основе снижения цены (ценовая);
· на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
· на основе повышения качества управления;
· на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).
Конкуренция может происходить на следующих уровнях:
местном (в группе, отделе, организации и т. п.);
· региональном (районе, городе, области и т. п.);
· национальном (в стране);
· межнациональном (в нескольких странах);
· глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
Первым этапом изучения конкурентной среды является оценка характеристики рынка, на котором работает или предполагает действовать фирма. Рынок:
)место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок;
)экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.
Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране - внутренние и внешние рынки, различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг, недвижимости и другие делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг.
Рынок - условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономико-правовыми и этическими принципами.
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
)размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
)темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
)мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
Еще статьи по экономике
Исследование реализации продукции (на основе материалов ОАО Промприбор)
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное
обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема
производственной продукции, повышение ее ...
Расчет технико-экономических показателей промышленного предприятия за год
Экономика
- это исследование поведение людей в процессе производства, распределение,
обмена и потребления материальных благ и услуг в мере ограниченных ресурсов.
Но,
если рассматрив ...
Теория потребительского выбора. Потребитель в рыночной экономике
Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим
объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя
обычный потребитель, какими мотивами он ру ...